Несмотря на то что схема «отложенного бонуса» в России известна давно, в деятельность публичных или условно публичных компаний кризис внес серьезные коррективы. Стремясь оставить в бизнесе переносимые на следующий год 40 50% бонусов, топ-менеджеры начали заменять такие выплаты на акции предприятий. В итоге через год сотрудник получает 50% ранее инвестированных средств плюс дивиденды (разумеется, если цена акций вырастет) и половину нового бонуса.
В компании «Сладко» половину причитающегося бонуса сотрудник получает точно в срок, тогда как остальные премиальные поступают в «бонусный банк». В следующем году счет сотрудника пополняется новым бонусом, и с этой суммы он снова может снять 50%. «На рынке подобную схему часто называют «золотыми цепями», отмечала на одной из отраслевых конференций Екатерина Варга из кадровой компании Pynes & Moerner. Это помогает, с одной стороны, вдохновить сотрудников и «привязать» их к фирме, а с другой высвободить средства для инвестиций в основной бизнес сроком на год, что обязательно «отобьется» на растущем рынке».
Среди финансовых методов удержания сотрудников сегодня прочное первое место занимает «отложенный бонус» когда часть дополнительного вознаграждения (как правило, 50 60%) выплачивается сразу, а остаток спустя год.
Все эти «обходные пути» можно разделить на три большие группы «финансовые», «структурные» и «моральные».
Так как же удержать людей, если денег на повышение зарплат у половины компаний просто нет? «Хорошая новость одна, успокаивает Василий Воскресенцев (Joseph&Christy). Нынешний кризис далеко не первый для бизнеса в мировом масштабе. За прошедшие годы предприниматели разработали достаточно «обходных путей», чтобы и сотрудников удержать, и не понести при этом больших финансовых затрат».
Показательны и данные недавнего исследования, проведенного компанией Grant Thornton International среди 5,7 тыс. предпринимателей в 39 странах мира. Если 97%, 92% и 88% работодателей Чили, ЮАР и Аргентины соответственно заявили, что в 2011 году поднимут зарплаты своим сотрудникам, то в России пересматривать оклады намерены лишь 50% компаний (в прошлом году 34%). По этому показателю наши бизнесмены уступили даже своим не славящимся особой щедростью коллегам из Азиатско-Тихоокеанского региона в лице Фиджи и Вануату, где о намерении повышать зарплаты заявили 56% респондентов.
Впрочем, чем бы ни была вызвана тенденция «хочу всего и сразу», ясно одно: позволить себе такую роскошь российский бизнес пока не может. Тем более что до сих пор сохраняется интрига, связанная с окончательными ставками социальных налогов.
КОГДА ВСЕ СМИ ТРУБЯТ ОБ ОКОНЧАНИИ КРИЗИСА, ОЧЕНЬ НЕПРОСТО ОБЪЯСНИТЬ СОТРУДНИКАМ, ЧТО С ЗАТЯНУТЫМИ ПОЯСАМИ НУЖНО ПОЖИТЬ ЕЩЕ ГОДА ПОЛТОРА-ДВА
Андрей Васильев считает, что в сложившейся ситуации во многом виноваты СМИ: «Трубить с самого начала года о том, что кризис стал историей, было верхом оппортунизма. Как будто никто не понимал, что просто «пережить» кризис мало. Ведь теперь необходимо напрячься еще больше, чтобы не упустить долю на растущем рынке. Сотрудники должны понять, что с «затянутыми поясами» нужно пожить еще года полтора два. А как это объяснишь, если с экранов ТВ и со страниц газет льются бравурные утверждения о том, что кризис закончился?»
«Отчасти это можно объяснить психологическими причинами, полагает партнер консалтинговой компании Joseph&Christy Василий Воскресенцев. Во время кризиса сотрудники соглашались на ухудшение материальных условий в том числе и потому, что понимали: собственнику тоже плохо, только совместными усилиями можно остаться на плаву. Теперь же, когда кризис прошел, многие подсознательно ждут «награды за верность». Если же таковая не следует, персонал волей-неволей начинает интересоваться предложениями других работодателей».
Откуда такой коренной перелом в настроениях персонала? Ведь еще меньше года назад люди готовы были дневать и ночевать на службе, боясь попасть под сокращение!
Позиция «Хочу всего и сразу!» грозит стать для бизнеса главной проблемой 2011 года, говорит заместитель директора петербургского Центра развития карьеры Владимир Мамаев. Этому тренду подвержены все отрасли от машиностроения до легкой промышленности, от сферы услуг до нефтянки.
О чем говорить, если некоторые сотрудники, уже не особо стесняясь, открыто звонят по рабочим телефонам «кадровикам» конкурентов и обсуждают вакансии? Скоро, того и гляди, начнут оставлять коллегам в корпоративной почте «напоминалку», что с двух до четырех их не следует беспокоить, потому что они ушли на собеседование. Народ почему-то уверен: за кризис, пережитый вместе с компанией, теперь всем нужно поднять зарплату на 15–20% и восстановить бонусы. А какие тут бонусы, когда мы в 2010 году едва «в ноль» вышли? По-хорошему, нам требуется еще два года, чтобы набрать прежнюю динамику. А люди хотят «всего и сразу». Теперь всем советом директоров думаем, как из этой ситуации выбираться.
Андрей Васильев честно признается: вскоре многие работники принялись «смотреть на сторону»:
— Первая же посткризисная весна обернулась серьезными проблемами, признается Васильев. Всему виной «человеческий фактор». В разгар депрессии перед нами стояла главная цель выжить, сохранив по возможности долю рынка. Соответствующим образом мы описывали ситуацию сотрудникам: бизнес на «осадном положении», поэтому на время придется отказаться от бонусов, бесплатного боулинга и некоторых других радостей прежней жизни. Люди терпели. Но уже весна 2011-го показала, наверное, главную тенденцию года. Терпение у людей кончилось.
У Андрея Васильева, директора по развитию столичной компании по производству полуфабрикатов, окончание кризиса до сих пор ассоциируется с нервотрепкой.
КАК УДОВЛЕТВОРИТЬ РАСТУЩИЕ ЗАРПЛАТНЫЕ ОЖИДАНИЯ СОТРУДНИКОВ, НЕ УГРОБИВ ПРИ ЭТОМ БИЗНЕС.
Дмитрий Киров, опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" 8 от 08 Августа 2011 года.
| | кадры | | |
Делю и плачу - Региональные публикации - Бизнес-Журнал Онлайн
Комментариев нет:
Отправить комментарий